Играй, пока играется...

 

Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ в пространстве и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным для всех игроков правилам. Цель игры заключена в самом игровом процессе, сопровождаемом чувством напряжения и радости, а также в осознании „иного бытия“, нежели „обыденное существование.“
(Йохан Хейзинга)

Интересно получается.

Что нужно, чтобы оказаться в игре?

— удалиться от обыденного мира (оказаться „внутри установленных границ пространства и времени“), то есть создать место во времени и пространстве, где ничем иным, кроме игры, заниматься невозможно. Это может быть футбольный стадион, казино, театр, площадка для гольфа, планета Земля — любое место, соответствующее правилам некой игры. Нужно выкроить время, сделать так, чтобы ничто не отвлекало. Предупредить домашних, чтобы не беспокоились, отключить мобильный телефон, создать определенную единицу времени или цикла игры и ограничить в этих единицах игровое время…

— создать твёрдые правила и придерживаться их (играть „по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам“). Правила — это самая серьёзная часть игры. Поскольку многие игры имеют соревновательный характер и все стремятся обратить правила себе на пользу. Поэтому игровая культура обслуживается специальным институтом „надсмотрщиков за соблюдением правил“ — институтом судей.

— находясь в игре, не следует ставить перед собой никаких иных целей, кроме целей данной игры (»с целью, заключенной в самом занятии". Игра не может заниматься созданием материальных ценностей: сборкой автомобилей, выпечкой хлеба, полётом в космос. Играющий в футбол стремится забить гол. Играющий в карты — сорвать куш. Катающийся на американских горках — испытать безопасный страх. И ничего другого им не надо. Мы все играем лишь для получения уникальных игровых ощущений и уникального игрового опыта.

И, наконец, игрой обязательно надо наслаждаться. Её должно сопровождать чувство напряжённой радости, а также осознание «иного бытия», отличного от «обыденной» жизни. К этому, разумеется, нельзя принудить, но судьба любого из видов игр такова, что если в игре нет чувства удовольствия, она обречена на исчезновение.

Йохан Хейзинга сформировал современный взгляд на сущность игры и показал значение игры в культуре. Самые распространенные в культуре игры относятся к сфере спорта. Однако Хейзинга обнаружил и описал игровые формы в войне и поэзии, философии и правосудии, религии и политике, бизнесе и социальной жизни — в любом виде человеческой деятельности. В сущности, Йохан Хейзинга был первым учёным, который пришёл к выводу, что к феномену игры в конечном итоге можно свести все известные формы человеческой жизни.

Самым адекватным последователем Хейзинги считается французский философ Роже Кайуа. Его определение в существенных чертах воспроизводит определение Хейзинги и звучит так: «Игра — есть форма относительно свободной не четко направленной активности (поскольку те правила, по которым она проводится, предоставляют игроку определенную свободу действия), совершенно непродуктивной (поскольку в процессе игры не создается никаких новых материальных благ), строго регламентированной (протекающей по определенным правилам в строго отведенном месте) и фиктивной (сопровождающейся особым сознанием иной реальности бытия)».

В этом определении есть несколько важных уточнений по сравнению с Хейзингой.

Во-первых, игра — форма свободной активности. В игры играют свободные люди по собственному свободно выраженному желанию. В отличие от производственной регламентированной деятельности, к которой человек, так или иначе, принуждён цивилизацией, игра — проявление абсолютной свободы.

Во-вторых, игра — форма не чётко направленной активности. В игре должно быть много импровизации, случайного, непредвиденного и непредсказуемого, чтобы она была интересной в длительной перспективе и для многих индивидуальностей.

В-третьих, игра — сознание иной реальности бытия. Игра — это не просто особое состояние сознания, — это целый мир, создаваемый игрой, параллельная реальность, существующая вне контекста обыденного бытия сознания.

Несмотря на то, что в процессе игры не создается новых ценностей, основная черта, определяющая игровой процесс — серьёзность, с которой участники игры относятся к тому, что составляет её содержание и цель. Крайняя степень серьёзности равно свойственна и футболисту, и карточному шулеру. Именно эта серьёзность придаёт особое значение занятию, в котором, как уже сказано, новые ценности не создаются.

Игровая деятельность регламентирована, то есть осуществляется по определенной системе предписаний и запретов: футболист не может брать мяч рукой, боксер — бить противника ногой… Правила игры требуют самого серьёзного к себе отношения в целях сохранения интереса к игровому процессу. При отсутствии или не строгом соблюдении правил, свобода действий в игре автоматически расширяется настолько, что сущность игры пропадает и игра прекращается. Поэтому в каждом виде игровой деятельности существует институт надзора за соблюдением этих правил — институт судейства, а также система штрафов за их нарушения.

Итак, по сути дела, игра — это ограниченное в пространстве и во времени бытие, протекающее по строго определённым правилам этого места, ограничивающим возможности и требующим достижения какого-то результата в рамках отведённых возможностей.

Продолжение будет.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка телеграм
Алиса
Алиса
Была на сайте никогда
Читателей: 7 Опыт: 0 Карма: 1
все 6 Мои друзья